TOYOTA

MASTER ACE  SURF

Страничка, посвященная ремонту и эксплуатации автомобиля

Toyota Master Ace Surf

 (Town Ace, Master Ace и Lite Ace)

 
Замена передних амортизаторов,
оснащенных системой TEMS, так и без нее.

Кузов CR30

 

 

 

Ремонт

Своими руками

 

   Чтобы добраться до амортизатора, в случае его замены или восстановления, достаточно приподнять колесо и снять его. И вот он уже – как на ладони. Минут за десять до того, как приступим к откручиванию амортизатора, обработаем резьбовые соединения препаратом «унисма», или просто дизопливом. Это очистит грязь с соединений и даст возможность более мягко сдернуть прикипевшие со временем болты и гайки, как в основании заделки амортизатора, так и в верхней его части.

   Итак нам потребуются инструменты: газовый ключ (им мы будем держать амортизаторный стакан за верхний шток, тем самым не давая ему прокручиваться (см. на снимке снизу)); рожковый ключ на 12 (им мы будем откручивать саму гайку, фиксирующую шток амортизатора сверху);

 

 

 

Для освобождения проушины амортизатора в нижней его части нам потребуется: рожковый ключ на 17 (им мы будем фиксировать болт от проворачивания) и головку на 17 с длинным рычагом. Для удобства мне пришлось немного в сторону вывернуть руль.

 

 

Запоминаем расположение сверху тарельчатых шайб при разборе, при повторной их установке – тщательно их очищаем от грязи и протираем насухо.  Достаем амортизатор и комплект резинок к нему. Одеваем на новый амортизатор тарельчатую шайбу, затем резинку с большим диаметром. Продеваем его в отверстие в кузове и ставим следующую

 

 

 

 

тарельчатую шайбу, выравниваем сверху положение штока – строго по центру, одеваем еще одно резиновое уплотнение (поменьше размером) и сверху закрываем тарельчатой шайбой.

     Теперь, такой вот «сэндвич» остается только зафиксировать новой гайкой, которая тоже идет в комплекте (если нет, – то используем очищенную старую). Проверяем  посадку штока строго по центру отверстия и затягиваем.

    Подергаем рукой за амортизатор, убедившись – что все встало как надо, прикручиваем колесо. Ну а теперь опробуем на дороге…

 

 

 

 

Дмитрий Грязев,

г. Благовещенск

 

 

 

 

 

 

 

      Меняем передние амортизаторы с системой TEMS.

Проверка исполнительного механизма TEMS.

 

     Наши дороги оставляют желать лучшего. Поэтому амортизаторов хватает ненадолго, новых – на 2-3 года, б/у или отремонтированных – на год-полтора от силы.  Рассмотрим замену передних амортизаторов. Существует несколько технических исполнений амортизаторов для наших микроавтобусов с TEMS  и без них. На «разборке» встречал аналогичные амортизаторы, от джипов Surf c TEMS, отличаются от наших, - только  по высоте.

     В общем, при покупке амортизатора, его можно примерить на своем «басике» вывернув руль вправо или влево. При замене амортизатора, желательно поменять резинки в нижнем его креплении. Ставим машину на площадке или в гараже (яма не понадобится), ослабляем гайки на колесе, поднимаем машину со стороны замены амортизатора, откручиваем и снимаем колесо.

 

 

 

 

Снимаем электромагнитный блок TEMS (2 болта на 10), под ним расположена гайка крепления амортизатора в верхней точке (Скорее всего на 17, точно не помню). Здесь могут быть проблемы, например, - прикипевшая и приржавевшая гайка крепления штока амортизатора. При попытке ее открутить, верхняя часть амортизатора начинает проворачиваться, порой даже «газовый» ключ не помогает. Выход один, пилить или срезать шток в верхней его части. Делать это нужно как можно аккуратнее. Если у Вас есть ремкомплект резинок от нового амортизатора, старую резинку можно аккуратно ножом разрезать и достать, оголив тем самым шток для распиливания ножовкой (благо, колесная арка местом располагает). Пилить, - это последний шаг, когда уже ничего другого не остается, так как амортизаторы восстанавливают!

   Затем откручиваем нижний болт (головкой на 17), фиксирующий амортизатор в нижней точке на «лапе» (гайку с обратной стороны придерживаем рожковым ключом на 17). Вынимаем «убитый» амортизатор и ставим новый. Крепим амортизатор сначала в нижней точке (обычно я, маленько, «кувалдочкой» отгибаю проушины на лапе, так как новые резинки садятся туда очень неохотно). Наживляем на болт гайку на 17. Сжимаем амортизатор и заводим шток в верхнюю точку крепления (с уже установленной на него резинкой и «отражателем»). Сверху выравниваем, ставим пластинку направляющую, сверху на нее еще одну резинку кладем, накрываем сей «пирог» металлической пластинкой с креплением для TEMS. И закручиваем гайку до упора.

 

Примечание. Здесь используется контрактный амортизатор с системой TEMS, потому проблема описана с использованием резинок при заделке его в нижней части на лапе, новый же амортизатор идет в комплекте с новыми резинками, в частности в нижнюю часть амортизатора уже заделан резиновый амортизатор со втулкой.

 

   Теперь поговорим о TEMS (электронно-модулируемой подвеске) и воздействии на амортизатор исполнительного механизма TEMS.

 

Конструкцией амортизатора предусмотрено 2 режима гашения колебаний:

  1. Быстрое реагирование – перемещение масла по каналу с малым сопротивлением;
  2. Искусственное создание большого сопротивления перетеканию масла по каналу, поворотом регулирующего стержня (для предотвращения «клевания» носом микроавтобуса при торможении или раскачивания). Так как масло само по себе трудно сжимаемое, следовательно, ход амортизатора будет намного меньше с перекрытым каналом.

 

     О действии автоматики TEMS можно судить по зеленым огонькам (Soft и HARD) на панели приборов. К самим исполнительным механизмам (что крепятся в верхней точке амортизаторов) подводится кратковременный импульс, напряжением 12 Вольт, для каждого режима – разная полярность.

   При торможении:  блок автоматики TEMS получает сведения от датчиков об уменьшении скорости и торможении и принимает решение о полярности подаваемого импульса на исполнительный механизм, вместе с этим зажигается сигнал на табло HARD.

   При трогании с места или ускорении: блок автоматики TEMS получает сведения от датчиков об увеличении скорости и отключении педали «тормоз» и принимает решение о «переполюсовке» кратковременного импульса, напряжением 12 вольт. Индикация на табло загорается  - Soft.

 

 

 

 

Для проверки на белый провод подаем + 12В,

на черный - -12В

(направление поворота показано красной стрелкой)

    Импульс, напряжением 12 Вольт, приводит в действие электромагнит (наподобие поляризованного реле), который изменяет угол поворота, регулирующего поток, стержня, внутри штока. После кратковременного воздействия, угол не меняется на обратный до следующей команды, поступающей на исполнительный механизм. Посмотрев приведенные слева и справа рисунки, Вам станет ясно, как работает TEMS.

 

Для проверки на белый провод подаем - 12В,

на черный - +12В

(направление поворота показано красной стрелкой)

 

 

Дмитрий Грязев,

г. Благовещенск

 

 

Благовещенск @ 2002 г.   Design by:  Gryazev D.V.